воскресенье, 1 апреля 2012 г.

Безотметочное оценивание обучающихся

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания. Оценка должна отражать процесс продвижения ребенка, а существующая балльная система оценивания дает информацию об уровне, достигнутом учеником на данный момент. Отметка в баллах неадекватна возрастным особенностям младшего школьника, как и любой другой вариант сравнения достижений ребенка со стандартом.
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.
Плюсы в организации безотметочного обучения детей:
• организация пошагового контроля и оценки, как предметных достижений учащихся, так и творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни;
• непричинение вреда эмоциональному здоровью ребенка, более эффективно формировать знания и навыки;
• обучение учащихся выбору объема, уровня сложности и способа выполнения самостоятельной учебной работы;
• формирование и развитие контрольно-оценочной самостоятельности учащихся, как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе;
• формирование учебной самостоятельности, как умения строить собственную индивидуальную образовательную траекторию;
• создание оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной самостоятельности учащихся (умений учиться).

Уважаемые родители!

1. Постарайтесь осмыслить целесообразность, новизну безотметочной системы оценивания, принять непривычные, незнакомые вам оценочные принципы.

2. Во благо ребенка постарайтесь быть союзником учителя.

3. Будьте активными участниками новой оценочной политики.

4. По всем интересующим вас, непонятным вопросам обращайтесь за разъяснением к учителю. Учитель всегда даст качественную характеристику достижениям вашего ребенка, она будет намного шире, полнее, чем общепринятые малоинформационные отметки «5», «4», «3», «2».

5. Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него проблемы, но не нагружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовольствие от сделанного.

6. Обсуждайте с детьми выполненные ими учебные работы. Примерные вопросы:
- Что ты делал?
- Что у тебя получилось? Что тебе понравилось?
- Что для тебя было трудно?
- Что у тебя пока не получается?
- Что бы ты хотел делать дальше?

7. Обсуждайте достижения, их динамику зафиксированные в «Листах индивидуальных достижений», «Дневниках достижений» и других формах представления учителем информации об успехах вашего ребенка.

8. Принимайте активное участие в сборе информации, ее комплектовании для портфолио (накапливаются не отметки за работы, а содержательная информация о них).

9. Не скупитесь на похвалу (не обязательно словесную: часто достаточно улыбки, одобрительного кивка и т.п.).

10. Хвалите исполнителя, критикуйте только исполнение. Вместо «Ты сделал три ошибки в…» правильно сказать ребенку: «Давай с тобой найдем в … три ошибки».

11. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда этого заслуживает. Помните, что похвала, так же как и наказание, должна быть соизмерима с поступками.

12. Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.

13. Не забывайте поощрять и других в присутствии вашего ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

14. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

15. Самооценка ребенка должна предшествовать родительской оценке.

16. Оценивайте только работы ребенка, а не его самого. Не сравнивайте работы ребенка с работами других детей. Сравнивайте его достижения с его личными (с теми, какими они были вчера и результатами на сегодняшний день).

17. Обязательно выделяйте умения, за которые можно похвалить ребенка. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем («В этом рассказе 20 слов. Ты прочитал верно 12 слов. Победа уже близка!»).

18. Дети имеют право на сомнение и незнание. Помогайте детям учиться отделять известное от неизвестного.

19. Ребенку необходимо научиться сличать свою работу с образцом, помогите ему в этом.

20. Поощряйте детское творчество и инициативу.

21. Ставьте перед ребенком только конкретные цели. («В прошлой работе ты пропустил 6 букв, сегодня – только 5. Если завтра ты пропустишь 4, а послезавтра – 3, то к пятнице ты напишешь работу без ошибок!»).
22. Не надо перед маленьким школьником ставить более одной задачи одновременно.
23. Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

24. Старайтесь никогда для своего ребенка не становиться учителем. Основная функция родителей в помощи – эмоциональная поддержка, предоставление детям максимально возможной самостоятельности в организации своих действий по выполнению школьных правил.

25. Дети должны самостоятельно помнить о домашнем задании, привыкнуть делать его в одно и то же время, самостоятельно подготовить место для работы. Самое важное в выполнении домашних заданий для развития учебной самостоятельности и ответственности ребенка – уметь начать дело без внешних побуждений и сделать его до конца.

26. Когда появляются объемные домашние задания, родителям надо помочь ребенку в планировании последовательности его действий. Помощь родителей состоит в том, чтобы спрашивать ребенка о том, как ему удобнее, а не говорить, как надо.

27. Уважаемые взрослые, начните практику оценки достижений ребенка с собственной самооценки!

Уважаемые родители, мы надеемся на сотрудничество с вами!

Комментариев нет:

Отправить комментарий